Камышин Понедельник, 09 декабря
Общество, 25.12.2019 06:01

«Он нарисовал очень счастливого мальчика»: психолог — об избитом отчимом шестилетнем ребенке, - портал V1.RU

Трагическая судьба шестилетнего Кости (имя изменено), о которой узнали в конце прошлой недели, шокировала всю Волгоградскую область. Мальчишку изъяли из семьи после заявления соседей, которые были не в состоянии слышать крики избиваемого ребенка. У мальчика были надрывы ушных раковин, глубокие травмы кожи, несколько сросшихся переломов. Таким образом ребенка «воспитывал» отчим при полном попустительстве матери.

Тревогу забили учителя интерната. Мальчик месяц не появлялся на занятиях.

Сейчас мальчишка в больнице, проходит полное обследование. В отношении отчима возбудили уголовное дело по статье «Причинение вреда здоровью средней тяжести», соседи же уверяют, что мать мальчика делала всё, чтобы обеспечить ребенка, а ее сожителя называли цербером.

Психолог, обследовавший шестилетнего Костю, изъятого из семьи, где над ним издевались мать и отчим, обнаружил у мальчишки посттравматическое стрессовое расстройство. Тем не менее у ребенка, по мнению специалиста, есть все шансы вернуться к нормальной жизни.

— Что я увидела как психолог, — рассказала V1.RU Анна Кубанцева, которая сейчас помогает Константину, — это то, что он регулярно подвергался физическому и эмоциональному насилию. Это не разовый случай побоев. Я уверена, что избивали ребенка достаточно давно. Следы на его теле и психологическое состояние свидетельствуют об этом. Кроме того, дома пренебрегали его нуждами, а это ведь тоже один из видов насилия. В чем это выражалось? Константина не кормили в соответствии с возрастными потребностями растущего организма, после побоев вместо квалифицированной медицинской помощи его выставляли за дверь, и он гулял до наступления темноты. Пренебрегали его потребностью в любви и заботе.

Если говорить о последствиях того, что с ним происходило, то такая ситуация, несомненно, влечет за собой истощение внутренних резервов, поскольку мальчик постоянно жил в ситуации ужаса и острого ощущения беспомощности. Мы понимаем, что детская психика еще неустойчива, защитные механизмы еще не развиты, и попадание в такую ситуацию влечет за собой посттравматическое стрессовое расстройство, которое психологи и психиатры, как правило, диагностируют у участников боевых действий. Но у людей, которые оказываются в состоянии постоянного насилия, и особенно у детей, такое состояние развивается не реже. Это острая ситуация, пострадавшие крайне нуждаются в комплексной помощи. И Костя — не исключение. У ребенка отмечаются страхи, повышенная тревожность, его мучают ночные кошмары. И если сейчас мальчишку не вытащить из травмирующей среды, то его дальнейший жизненный прогноз крайне неблагоприятный.

Помимо психологических сложностей, у ребенка отмечаются проблемы и со здоровьем. Мальчик крайне истощен, его не кормили. По словам Анны Кубанцевой, самые радостные события в своей жизни он связывает с пребыванием в интернате, потому что там безопасная для него ситуация и есть регулярное питание, которое он не получал дома.

—  При этом меня как психолога очень удивляет и радует тот факт, что Костя не утратил любви к людям, сохранил умение радоваться жизни, сопереживать и помогать нуждающимся. И самое главное и обнадёживающее — мальчик демонстрирует сохранный интеллект. Потому что известно, что у детей, оказавшихся в подобной длительной стрессовой ситуации, сопряжённой с побоями, могут отмечаются нарушения развития в части снижения интеллекта, недоразвития эмоциональной и познавательной сфер. У него же всё сохранно, что дает очень хороший прогноз дальнейшего развития при обязательном условии, что ребенка поместят в благоприятную для него среду.

Психолог уверена, что возвращать Костю матери категорически нельзя:

— Я не встречалась с мамой мальчика, ей запрещён доступ в больницу к сыну, поэтому ничего конкретно про эту женщину сказать не могу. Но то, что она позволила своему сыну жить в таком аду, свидетельствует об искажениях личностной сферы, о непонимании роли матери, о несформированном материнском инстинкте. Отчим сейчас будет отвечать по закону, понесёт уголовное наказание. Но может прийти другой отчим, и новое насилие в отношении её ребёнка так же будет для нее нормой. Она себя не может отстоять, не то что малолетнего сына.

Костя же на вопрос, как хотел бы наказать своих обидчиков, говорит, что никому не хотел бы мстить. При этом показывает картинку, на которой изображены счастливые обнимающиеся отец и сын. Он не жаждет крови, он не хочет насилия, он хочет жить в счастливой семье. Сейчас, в больнице, он окружен заботой и любовью, на вопрос «как себя чувствуешь» показывает картинку, на которой нарисован очень счастливый мальчик. Ему хорошо в больнице. Костя говорит, что так, как в больнице, ему было хорошо только в интернате. Потому что рядом добрые люди, друзья, он с ними играет, его кормят, он чувствует безопасность и доброжелательную среду.

Мальчишка не озлобился, не ожесточился. Он очень много говорит о любви. Сейчас его еще можно спасти. Но если насилие над ним будет продолжаться и дальше, тогда может случиться страшное.

Портал V1.RU, 23 декабря, 19.45 (в сокращении).


Новости на Блoкнoт-Камышин
2
0