Культура,
31.10.2025 03:20
Почему людей так тянет к «странным» скульптурам Сальвадора Дали?
Читайте также:
В конце октября в Москву в галерею «Дали & Пикассо» в Саду Баумана привезли несколько сотен подлинников Пабло Пикассо и Сальвадора Дали из частной зарубежной коллекции (скульптур и картин). У меня как раз московская командировка совпала по времени, и я решила приобщиться.
Представьте: наша тревожная осень, вечно занятые и летящие куда-то москвичи, а залы выставки полны. Тянет что-то людей к "нестандартным" экспонатам. Что?
Выставка вообще называется "Женщины-цветы". Сам Дали говорил: "Женщины - это прекрасные цветы, в которых одновременно присутствует несколько начал".
Начала понятны не сходу. Вот "Сюрреалистический рояль" Дали (на снимке вверху собственной персоной вникаю в тайны шедевра). Я знаю, что произведения великих испанцев надо самому в мыслях "дорисовывать", иначе их не "расшифровать".
Дали традиционные деревянные ножки пианино заменил женскими ногами, с оборками нижних юбок. Этот, наверное, "подвал" скульптуры - как бы мрачная приниженность жизни, тема танца из кабаре, почти непристойность.
А у черной крышки рояля - прекрасная золотая балерина, вставшая на носочки. Она, грациозная и элегантная, - образ классики исполнения, классики жизни. Противовес, яркая мечта. Какое из начал больше вдохновляет гения - если рассудить, видно.
Эксперты по Дали объясняют, что женские фигуры с дырами вместо сердец - это отдельный особый символ. Нет, не женской бессердечности в примитивном трактовании. А - "недоразвитости" для высшей человеческой цивилизации в понимании автора.
Исследователи соглашаются, что в работах художника много секса. Но сам Дали писал, что жил "всего лишь" предвкушением любви. Чувствовал приближение неизведанного и наслаждался этим, причем одинокое наслаждение считал «слаще меда».
Скульптура «Женщина в огне» - из серии "тайников подсознательного" Дали. Никакого огня в скульптуре нет. Но он домысливается. А "выдвижные ящики" на теле - это то, что вот-вот вырвется из глубин нераспознанного мира женщины в адскую минуту то ли огненного страха, то ли огненной страсти.
Я долго изучала "Видение ангела", мало что "перевела на русский язык". Потом прочитала: работа посвящена единству человека и Бога. Дали изобразил Творца в виде большого пальца правой руки, из которого происходит все. Человек показан в виде дерева, которое корнями привязано к земле, а ветвями устремляется в небо. То есть, прирос к земле, а мечтает взлететь.
Со знаменитыми "Тающими часами" дело оказалось проще. Ясно, что обмякшие, как расплавленный сыр, часы символизируют быстротечность времени.
Загадочны ненадолго и "Космические слоны" на ломких длинных ногах. В общей культуре эти животные символизируют силу и господство, но Дали делает их ноги такими тонкими, чтобы показать: любое могущество очень легко сокрушить. Вполне современный вывод, по-моему.
В общем, "сюрр" оказался, на мой взгляд, весьма реалистичен. Не такие уж это "навороты" художественного бреда. Просто надо напрячься, когда смотришь. Пробегая мимо - внутренний смысл не уловить. Постоишь, подумаешь - многое проступает. Кому интересно разгадывать, конечно.
Может, в этом разгадывании и спрятана сила притяжения?
Ирина Маслова
















Новости на Блoкнoт-Камышин
Представьте: наша тревожная осень, вечно занятые и летящие куда-то москвичи, а залы выставки полны. Тянет что-то людей к "нестандартным" экспонатам. Что?
Выставка вообще называется "Женщины-цветы". Сам Дали говорил: "Женщины - это прекрасные цветы, в которых одновременно присутствует несколько начал".
Начала понятны не сходу. Вот "Сюрреалистический рояль" Дали (на снимке вверху собственной персоной вникаю в тайны шедевра). Я знаю, что произведения великих испанцев надо самому в мыслях "дорисовывать", иначе их не "расшифровать".
Дали традиционные деревянные ножки пианино заменил женскими ногами, с оборками нижних юбок. Этот, наверное, "подвал" скульптуры - как бы мрачная приниженность жизни, тема танца из кабаре, почти непристойность.
А у черной крышки рояля - прекрасная золотая балерина, вставшая на носочки. Она, грациозная и элегантная, - образ классики исполнения, классики жизни. Противовес, яркая мечта. Какое из начал больше вдохновляет гения - если рассудить, видно.
Эксперты по Дали объясняют, что женские фигуры с дырами вместо сердец - это отдельный особый символ. Нет, не женской бессердечности в примитивном трактовании. А - "недоразвитости" для высшей человеческой цивилизации в понимании автора.
Исследователи соглашаются, что в работах художника много секса. Но сам Дали писал, что жил "всего лишь" предвкушением любви. Чувствовал приближение неизведанного и наслаждался этим, причем одинокое наслаждение считал «слаще меда».
Скульптура «Женщина в огне» - из серии "тайников подсознательного" Дали. Никакого огня в скульптуре нет. Но он домысливается. А "выдвижные ящики" на теле - это то, что вот-вот вырвется из глубин нераспознанного мира женщины в адскую минуту то ли огненного страха, то ли огненной страсти.
Я долго изучала "Видение ангела", мало что "перевела на русский язык". Потом прочитала: работа посвящена единству человека и Бога. Дали изобразил Творца в виде большого пальца правой руки, из которого происходит все. Человек показан в виде дерева, которое корнями привязано к земле, а ветвями устремляется в небо. То есть, прирос к земле, а мечтает взлететь.
Со знаменитыми "Тающими часами" дело оказалось проще. Ясно, что обмякшие, как расплавленный сыр, часы символизируют быстротечность времени.
Загадочны ненадолго и "Космические слоны" на ломких длинных ногах. В общей культуре эти животные символизируют силу и господство, но Дали делает их ноги такими тонкими, чтобы показать: любое могущество очень легко сокрушить. Вполне современный вывод, по-моему.
В общем, "сюрр" оказался, на мой взгляд, весьма реалистичен. Не такие уж это "навороты" художественного бреда. Просто надо напрячься, когда смотришь. Пробегая мимо - внутренний смысл не уловить. Постоишь, подумаешь - многое проступает. Кому интересно разгадывать, конечно.
Может, в этом разгадывании и спрятана сила притяжения?
Ирина Маслова
















Новости на Блoкнoт-Камышин