Блокнот
Камышин
Пятница, 31 октября
Культура, сегодня, 03:20

Почему людей так тянет к «странным» скульптурам Сальвадора Дали?

В конце октября в Москву в галерею «Дали & Пикассо» в Саду Баумана привезли несколько сотен подлинных произведений Пабло Пикассо и Сальвадора Дали из частной коллекции (скульптур и картин). У меня как раз московская командировка совпала по времени, и я решила приобщиться. 

Представьте: наша тревожная осень, вечно занятые и летящие куда-то москвичи, а залы выставки полны. Тянет что-то людей к "нестандартным" шедеврам. Что?

Выставка вообще называется "Женщины-цветы". Сам Дали говорил: "Женщины - это прекрасные цветы, в которых одновременно присутствует несколько начал".

Начала понятны не сразу. Вот "Сюрреалистический рояль" Дали (на снимке вверху вникаю собственной персоной). Я знала, что произведения великих испанцев надо самому в мыслях "дорисовывать", иначе их не "расшифровать".  

В скульптуре Дали традиционные деревянные ножки пианино заменил женскими ногами, с оборками нижних юбок. Этот "подвал" скульптуры - как бы мрачная приниженность жизни, тема танца из кабаре, почти непристойность. А у черной крышки рояля - прекрасная золотая балерина, вставшая на носочки. Она, грациозная и элегантная, - образ классики исполнения, классики жизни. Противовес, яркая мечта. Что больше вдохновляет гения - видно.

Эксперты по Дали объясняют, что женские фигуры с дырами вместо сердец - это особый символ. Нет, не женской бессердечности в примитивном трактовании. А - "недоразвитости" для высшей человеческой цивилизации в понимании автора.

Исследователи соглашаются, что в работах художника много секса. Но сам Дали писал, что жил "всего лишь" предвкушением любви. Чувствовал приближение неизведанного и наслаждался этим, причем одинокое наслаждение считал «слаще меда». 

Скульптура «Женщина в огне» - из серии "тайников подсознательного" Дали. Никакого огня в скульптуре нет. Но он домысливается. А "выдвижные ящики" на теле - это то, что вот-вот вырвется из глубин нераспознанного мира женщины в адскую минуту то ли огненного страха, то ли огненной страсти.

Я долго изучала "Видение ангела", мало что "перевела на русский язык". Потом прочитала: работа посвящена единству человека и Бога. Дали изобразил Творца в виде большого пальца правой руки, из которого происходит все. Человек показан в виде дерева, которое корнями привязано к земле, а ветвями устремляется в небо. То есть, прирос к земле, а мечтает взлететь.

Со знаменитыми "Тающими часами" дело оказалось проще. Ясно, что обмякшие, как расплавленный сыр, часы символизируют быстротечность времени.

Загадочны ненадолго и "Космические слоны" на ломких длинных ногах. В общей культуре эти животные символизируют силу и господство, но Дали делает их ноги такими тонкими, чтобы показать: любое могущество очень легко сокрушить. Вполне современный вывод, по-моему.

В общем, "сюрр" оказался, на мой взгляд, весьма реалистичен. Не такие уж это "навороты" художественного бреда. Просто надо напрячься, когда смотришь. Пробегая мимо - внутренний смысл не уловить. Постоишь, подумаешь - многое проступает. Кому  интересно разгадывать, конечно.

Ирина Маслова

Dali.jpg
scale_1200 (2).jpg
scale_1200 (1).jpg
scale_1200 (3).jpg
scale_1200.jpg
IMG-20251027-WA0005 (1).jpg
IMG-20251031-WA0001.jpg
IMG_20251027_135042 (1).jpg
IMG_20251027_134708 (1).jpg
IMG_20251027_134456 (1).jpg
IMG_20251027_142006 (1).jpg
IMG_20251027_135136 (1).jpg
IMG_20251027_141705 (1).jpg
IMG_20251027_140229 (1).jpg
IMG_20251027_141513 (1).jpg
IMG_20251027_135837 (1).jpg
Новости на Блoкнoт-Камышин
0
1