Эволюция игровой серии GTA: от 2D аркады к открытому миру

В преддверии выхода GTA VI месте с разработчиками из игровой студии Skill Rush вспоминаем основные вехи в развитии компании Rockstar Games и их игровой франшизы - Grand Theft Auto.
Премьера трейлера игры Grand Theft Auto VI стала центральной темой обсуждений последнего времени среди фанатов геймеров, причем её ожидаемый выход в 2025 году рассматривается как событие культурного значения. В рамках сегодняшнего обзора мы вместе с разработчиками из игровой студии Skill Rush предлагаем осмыслить историю развития этой франшизы. Отметим, как изначально непретенциозный проект с невысокой графической проработкой эволюционировал во влиятельнейшее явление в мире компьютерных игр.
От "Леммингов" к основанию Rockstar Games
История мирового гиганта в индустрии видеоигр Rockstar Games начинается с небольшой студии в Великобритании под названием DMA Design. Изначально компания заявила о себе в конце 1980-х годов, выпустив несколько проектов, среди которых был боевик The Walker, не завоевавший широкой популярности в гейм среде. Переломным моментом для студии стал выход игры Lemmings - пазла с уникальной механикой, где игроку предстояло спасать группу наивных существ, идущих на верную гибель. В этой игре пользователи не могли напрямую управлять персонажами, но могли изменять их маршрут, строя мосты и создавая препятствия, чтобы избежать падений в ловушки.
Игра Lemmings получила коммерческий успех и привлекла внимание Nintendo, которая заказала у DMA разработку игры с использованием Nintendo Mouse для своего маскота Кирби. Однако проект столкнулся с трудностями из-за неудобства использования мыши в консольных играх, что привело к его заморозке и последующей отмене. Разочарованные неудачей в DMA Design решили переключить свои усилия на создание более простого проекта - гонки, что заложило основу для будущего проекта Race’N’Chase.
Рождение фирменного геймплея GTA: история случайного открытия
Захватывающий геймплей с погонями полиции в Grand Theft Auto оказался результатом неожиданного открытия. Изначально проект под названием Race’N’Chase задумывался как игра, в центре сюжета которой - “догонялки” с полицейскими, но разработчики столкнулись с серьезными проблемами: неудобное управление, частые зависания и отсутствие интересного геймплея поставили проект на грань отмены. В этот критический момент, как вспоминал в интервью для Gamasutra дизайнер Гарри Пенн, произошло нечто неожиданное, что кардинально изменило будущее игры.
Алгоритм искусственного интеллекта полицейских машин, задуманный для преследования автомобиля игрока, избегая препятствий, внезапно дал сбой. Вместо предусмотренного поведения полицейские машины начали безудержно таранить авто геймера. Этот "счастливый случай" привел к решению не исправлять "ошибку", а наоборот, развить и усилить этот аспект игры, предоставив игрокам новый тип искусственного интеллекта, агрессивно преследующего их.
В итоге эта неожиданная находка стала одной из визитных карточек серии, а скучное название Race’N’Chase было решено заменить на Grand Theft Auto.
Появление открытого мира в GTA
На фоне технологических стандартов 1994 года, когда проходила разработка GTA, игра визуально уступала современным 3D-автосимуляторам типа Sega Rally, представляя собой двухмерную аркаду с видом сверху. В поисках способа компенсировать технологическую отсталость один из геймдизайнеров предложил отказаться от линейного прохождения в пользу свободы исследования города. Это решение предполагало возможность получать миссии по желанию из телефонных будок или же вовсе игнорировать их, посвящая время исследованию открытого мира.
В результате создатели игры GTA не только воплотили в жизнь уникальный геймдизайн, предложив игрокам неограниченную свободу действий в открытом мире, но и заложили основу для одного из самых успешных направлений в современной игровой индустрии. Как отмечал в интервью The Guardian Пол Фарли, один из геймдизайнеров проекта, команда с самого начала была уверена в потенциале создаваемой игры, что нашло подтверждение в её долгосрочном успехе и популярности на глобальном уровне.
Андрей СоколовНовости на Блoкнoт-Камышин