В Камышине живет и не жалуется на жизнь бабушка Елена Федоровна Белова, родившаяся до революции, - ей 106!
Читайте также:
Самой пожилой камышанкой, в чью квартиру на минувших выборах прибывала переносная турна, стала 106-летняя Елена Федоровна Белова. Она живет с зятем, которому самому под 80. Но Сергей Андреевич десятилетия подряд ухаживает за бабушкой Леной неистово и почти по-молодецки. такой человеческий подвиг на весь Камышин, похоже, - особая история.
Как прокомментировала "Блокноту Камышина" председатель госучреждения соцзащиты Елена Кондраева, нынешний год становится в Камышине рекордным по долгожителям. Не будем, как говорится загадывать, но к концу 2019-го вековой юбилей в нашем городе перешагнут, причем в том числе солидно, сразу 11 бабушек и дедушек.
Что касается героини этих заметок, то ветеран труда Елена Федоровна Белова ни на что в жизни не обижается. Но ее зять намекает, что о таких бабушках неплохо было бы вспоминать почаще - особую жизнь люди прожили.
Публикуем сегодня очерк, написанный автором "Блокнота Камышина" шесть лет назад. Тогда Елена Федоровна Белова отмечала свой сотый юбилей. К счастью, за последние шесть с половиной лет ничего особенно не изменилась. Виновница торжества так же светла, спокойна и полна воспоминаний, живости которых многие молодые могли бы позавидовать.
"Она во время всего разговора трогательно держит меня за руку и не отпускает, даже когда я одеваюсь:
— Придешь еще, дочка?
Все-таки какие они молодцы, наши ветераны! Тут не всегда знаешь, есть ли у тебя «завтра», а столетняя Елена Федоровна Белова на 8 марта меня в гости приглашает!
Потом немного всплакнет:
— Ничего хорошего в жизни не видела. Только работа от зари до зари, чтоб детей накормить...
Но тут же и рассмеется:
— Да то все чепуха, лишь бы войны не было!
Елена Федоровна Белова — урожденная николаевская «дивчина». Там, на левобережье, в 33-м году она, синеглазая да светловолосая красавица, вышла замуж.
— Сироткой я была, родители рано померли, пошла замуж за того, кто взял, — уточняет.
В молодой семье сразу лад да любовь поселились. Кабы не проклятый 41-й, совсем все хорошо сложилось бы. Но мужа Елены забрали в Красную Армию, и он погиб в первых же боях. А она осталась с тремя детьми на руках. Младшенькой было всего полгодика. Елене бы не выжить, да судьба послала второго мужа. У того детей еще трое.
— За лесника вышла, — немного певуче рассказывает бабушка Лена, будто для самой себя. — В лесу стали мы жить. Крутилась я, как могла. То молока продам - две коровы держали, то яиц. На бахчах работала. Все руки порвала тогда. Мешками с цементом огораживали бахчи, чтобы разливами их не погубило. Волга-то разливалась, протоки ее выходили из берегов и затопляли все поблизости...
Потом Елена Федоровна трудилась в МТС, на колхозных полях. Всех детей подняли с мужем и в люди вывели. Да вот только почти никого из них уже не осталось в живых. А самый родной человек теперь для бабушки Лены — ее зять Сергей Андреевич Волков.
Тринадцать лет назад супруги Волковы перевезли Елену Федоровну из ее николаевской лесной «избушки» в Камышин. А полтора года назад умерла дочка бабушки Лены и любимая жена Сергея Андреевича.
Но зять марку их гостеприимного, доброго дома держит и один! В чистой, уютной квартире наряжена живая голубая ель. Да как наряжена! Гирлянды аж на стены переходят, а иллюминация — как на Кремлевской елке, наверное. Потому что по этой части Сергей Андреевич Волков большой мастер. За свою трудовую биографию длиной в 50 лет он от командования бывшего ШМАСа только благодарности имел. Трудился бессменным заведующим хозяйственной частью. Газ, вода, электричество, канализация, котельная — все на нем.
Однажды, когда неожиданно прорвало в части трубу, Волкова в отпуске «выдернули» прямо с городского гулянья. Тот как раз с сыном, снохой и внуками к памятнику Маресьеву направлялись.
— Командир приказал сюда же Вас обратно доставить, — «успокаивали» Сергея Андреевича «курьеры».
«Расправившись» с задвижками, он вышел к машине и просто обомлел. Командир ШМАСа, «пренебрегая» всеми соображениями этики, лично нарвал Волкову с образцовой полковой клумбы букет лучших роз и даже, вручая, честь отдал гражданскому завхозу: спасибо, мол, так выручил!
Больше всего розам обрадовалась сноха Сергея Андреевича, когда того «вернули к родным». Но свекор дипломатично сделал вид, будто розы даме и предназначались...
Дружная семья Волковых сейчас разъехалась. Сыновья Сергея Андреевича работают в Москве и Краснодаре, а, например, одна из внучек, переводчица, водит иностранцев по Красной Поляне. Сам же Сергей Андреевич считает сыновним долгом ухаживать за тещей — варит, кормит, бегает в свои семьдесят «с хвостиком» по магазинам, вызывает врачей. Все успевает. Вот только плохо — с инсультом слегла в больницу восьмидесятилетняя подружка бабушки Лены, которая приходила помогать ей купаться. Тут уж зять бессилен.
«Доброжелатели» как-то предлагали ему «сдать» Елену Федоровну в приют. Так он, говорит, «послал этих тупых далеко-далеко». У Волковых в семье никогда такого не будет!
На почетном месте в серванте стоит у них красная папка — торжественный адрес, подписанный самим мэром Камышина по случаю столетия Елены Федоровны. Правда, это событие «выбивали» в администрации активные дальние родственники Волковых. Выясняли, почему Беловой нет в «списках» уникальных долгожителей. А им наши добросердечные чиновники разъясняли, что «не коренная» ведь юбилярша — приезжая.
Но буквально за день до нового года все утряслось, и в положенный час, 1 января, ветерана труда посетил лично первый вице-мэр Станислав Зинченко с красной папкой в руках.
… Ну, а я сегодня передала бабушке Лене скромный новогодний кулек конфет. Она вдруг смешно, по-девчоночьи, обрадовалась, призналась, что конфеты любит, потому что недоела их в детстве. И Сергей Андреевич тут же молодецким шагом отправился на кухню ставить чайник..."
Ирина Маслова, фото автора.
Новости на Блoкнoт-Камышин