Камышин Четверг, 20 июня
Общество, 14.06.2024 18:48

Что-то будет: внутреннее ядро Земли резко замедлилось, - «Блокнот - Россия»

Внутреннее ядро Земли резко замедлилось, выяснили американские и китайские ученые. По их данным, вскоре ядро может совсем остановиться или даже поменять направление движения. Результаты нового исследования опубликованы в журнале Nature.

За скоростью вращения внутреннего ядра Земли ученые следят уже несколько десятилетий. Раньше оно вращалось быстрее, чем земная поверхность, но в последние 10 лет стало затормаживаться. Теперь скорость вращения даже медленнее, чем скорость вращения поверхности Земли.

В новом исследовании ученые проанализировали сейсмическую активность вокруг островов в Южной Атлантике и выяснили, что там происходят серии повторяющихся землетрясений. Всего было изучено более 140 пар землетрясений, в том числе благодаря данным, сделанным ранее. Благодаря им удалось узнать, что скорость движения внутреннего ядра Земли изменилась.

Согласно научным данным, внутреннее ядро Земли — это твердый металлический шар из сплава железа и никеля. Его размер - приблизительно как Луна. Шар окружен жидкой мантией из того же сплава. При этом объективной информации о ядре и его составе очень мало, так как оно находится на глубине около 4,8 тысячи километров. Вместе внутреннее и внешнее ядро образуют один из трех слоев планеты, двумя другими являются мантия и кора.

Известно, что на вращение внутреннего ядра влияет магнитное поле, генерируемое во внешнем ядре, а также гравитационные эффекты в мантии Земли. Однако ученые спорят, как именно ядро движется, есть разные мнения по этому поводу.

«Другие ученые недавно приводили доводы в пользу похожих и отличающихся моделей, но наше последнее исследование дает наиболее убедительное решение», — отметил профессор наук из Университета Южной Калифорнии Джон Видейл.

Исследование, опубликованное ранее в этом году в журнале Nature, показало, что вызванное изменением климата таяние льдов в Гренландии и Антарктиде влияет на глобальный хронометраж, замедляя вращение Земли.

Геофизик из Калифорнийского университета в Сан-Диего Дункан Агню считает, что замедление скорости вращения ядра Земли и самой Земли может удлинить сутки — на это намекает то, что за последние десятилетия потребовалось добавить меньше «високосных секунд» к Всемирному координированному времени (UTC).

С 1972 года раз в несколько лет требуется добавлять «високосную секунду» из-за нерегулярностей в UTC, возникающих из-за того, что Земля не всегда вращается с одинаковой скоростью.

Кроме того, могут быть и другие последствия. Ранее ученые изучили изменения скорости вращения Земли и выяснили, что именно замедление скорости провоцирует тектоническую активность на планете — то есть землетрясения и извержения вулканов. Это показало моделирование, проведенное в лаборатории.

И хотя это только расчеты, но другие данные говорят о том, что во всем мире количество землетрясений увеличивается. Некоторые из них, такие, как землетрясение в Сирии и Турции, стали очень разрушительными и унесли тысячи жизней. Эксперты прогнозируют новые природные катастрофы, но будут ли они такими же разрушительными — не ясно. Некоторые давно предсказывают «мегаземлетрясение», а также предсказывают, что на Земле проснется один из супервулканов.

Ранее ученые назвали новую дату конца света из-за замерзания ядра Земли.

Александра Савичева, "Блокнот - Россия"