Изобретатель из Камышина Иван Богданов дал большое интервью о солнцекате федеральному информресурсу
Читайте также:
Портал "Будущее России. Национальные проекты" вместе с АНО "Национальные приоритеты" рассказывает в проекте "Все включено!", как Россия становится привлекательной для отечественных и иностранных туристов благодаря нацпроектам. Команда 28-летнего изобретателя из Волгоградской области Ивана Богданова придумала экологически чистый транспорт на солнечных батареях. Со стороны машина выглядит как гибрид велосипеда, катамарана и небольшой солнечной электростанции, но на деле это серьезный транспорт, способный перевозить путешественника и его багаж более чем на тысячу километров. Сейчас разработчик готовится к международной гонке The Sun Trip Tour, где проедет от Франции до Китая.
О том, как появился солнцекат, может ли он проехать по бездорожью от Волгоградской области до Севастополя, а также как организовать индивидуальный тур по стране на нетривиальном транспорте, сам изобретатель Иван Богданов рассказал в интервью корреспонденту портала.
— Как солнцекат появился в вашей жизни?
— История достаточно обычная и без захватывающих подробностей. В годы моего студенчества в Камышинском технологическом институте (филиал Волгоградского государственного технического университета. — Прим. ред.) на одной из конференций в 2013 году ко мне подошел мой научный руководитель и предложил реализовать его идею проекта с беспроводным электричеством. Я покопался, поработал в этой теме и понял, что у меня ничего в ней не получается (смеется).
— Но вы все же взялись за проект?
— Да, научный руководитель не сдавался и продолжал предлагать проекты. Одним из них был солнцекат — идея существовала до меня, проектом уже занимались другие студенты, которые окончили университет, так и не реализовав эту идею.
Но, по сути, все что было на тот момент из проекта, — это идея и обычный трехколесный велосипед, купленный в магазине. Я занялся этой темой, все изучил, прочитал, выиграл грант от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе "Умник". В итоге у нас появились средства, на которые мы и смогли дальше собрать наш велосипед.
В 2015 году мы сделали первый электровелосипед на солнечных батареях. И здесь ключевое слово "грузовой". Его грузоподъемность была 100 кг, перемещался он на расстояние 100 км в день и мог без подзарядки проехать такое же расстояние на следующий день.
- Вы как-то тестировали велосипед?
— Мы делали пробег по Волгоградской области — от Камышина до села Солодча Ольховского района. Проехали 135 км, протестировали, все прошло хорошо. Но по итогам пробега мы поняли, что нужен велосипед, который сможет проехать намного больше. Мы захотели сделать велосипед для туризма, то есть чтобы человек садился, в день проезжал по 150–200 км вне зависимости от населенных пунктов, и чтобы он дальше мог двигаться хоть месяц вне населенных пунктов. Эта идея была реализована в том виде, который вы видите сейчас, — в формате солнцеката. Чтобы протестировать его, мы вновь устроили автопробег и в этот раз проехали от Волгограда до Севастополя. Расстояние получилось ровно в десять раз больше, чем в прошлом году, — 1350 км.
— Сколько человек участвовали в пробеге?
— Восемь человек, один солнцекат. В команде у нас было еще три обычных электровелосипеда, которые нам дали протестировать, их приходилось подзаряжать. Три человека ехали на велосипедах, один пилот солнцеката, я, мой научный руководитель, один механик и видеооператор. Получилось четыре человека на велосипедах и остальные на двух машинах сопровождения.
— И какова средняя и максимальная скорость?
— Максимальная скорость для велосипеда согласно правилам дорожного движения должна быть ограничена 37 км/ч, поэтому в среднем мы так и ехали. На самом деле он развивает и 45 км/ч, но ехать уже становится небезопасно.
— А как долго он заряжается? И есть ли у него сменные аккумуляторы?
— У нас нет сменного аккумулятора, но, в принципе, за четыре часа он зарядится от обычной сети в 220 В.
— Планируете ли вы запускать его в коммерческое производство?
— Сейчас у нас два действующих солнцеката — грузовой и туристический. И есть ряд компаний-партнеров, которые так или иначе помогают нам в реализации наших планов, — это компания Eltreco, самый известный российский оптовик электротранспорта по велосипедам в России, компания "5 киловатт". И сейчас еще к нам присоединилась компания Golden Motor — это российский производитель электродвигателей. На данный момент мы просто дружим, общаемся, компании помогают нам с комплектующими. А в дальнейшем мы бы хотели продавать наши солнцекаты через их площадки.
— То есть производство пока не налажено, но в перспективе вы рассматриваете такой вариант?
— Да, но мы пока не определились со стратегией развития наших солнцекатов. Мы еще не решили, будем ли сами заниматься продажами или зайдем на рынок через партнеров. Сейчас в приоритете другая задача: мы ожидаем результатов от нашего студенческого конструкторского бюро, которое занимается разработкой более производительных солнечных батарей. Как только решим этот вопрос, будем думать над продвижением.
— После выпуска для широкой аудитории каким будет статус у солнцекатов? Понадобятся ли им регистрационные номера, как у автомобилей, или это все же велосипед?
— Солнцекат не нужно регистрировать. Да, это велосипед, у него ограниченная скорость.
— Но вы сами ездите на нем по городу?
— Да, я езжу на нем по городу, особенно летом. Я живу в маленьком городе с населением 100 тыс., здесь ездить очень комфортно.
— И как люди реагируют на него?
— У меня такое ощущение, как будто я еду на Ferrari по моему маленькому городу. То есть внимания просто в избытке и мне иногда вообще не хочется останавливаться, а хочется ехать и ехать.
— Сотрудники ДПС не останавливают?
— Во время пробега нас два раза останавливали. У нас даже есть фото с ними. Точнее, фотофакт, как дэпээсники фотографировались с солнцекатом.
— А на него есть какие-то документы?
— Нет, на него не требуют никаких документов. В ДПС понимают, что это велосипед и что мы молодцы, потому что разрабатываем новое.
— Планируете ли вы изменять управление солнцекатом?
— Сейчас у солнцеката одно колесо впереди и два сзади и велосипед управляется поворотом задних колес. Мы хотим его полностью повернуть задом наперед, сделать переднеприводным, а в перспективе поставить привод на все три колеса. А уменьшить вес велосипеда мы планируем за счет материала. К примеру, его можно делать из алюминия.
— К вопросу о туризме и бездорожье. Сейчас солнцекат достаточно крупный — как он в повороты входит? Я могу себе представить это на трассе, а если это бездорожье и узкие тропинки, то могут возникнуть вопросы.
— Я как раз хочу сделать еще одну модель, двухколесную, которая будет более мобильна. Но велосипед также будет на солнечных батареях.
— Батареи сверху будут располагаться?
— Мне кажется, пока не нужно говорить, где батареи будут находиться, потому что это будет прямо ноу-хау, такие еще никто не делал. И на этом двухколесном велосипеде я хочу проехать гонку The Sun Trip Tour, это ежегодная гонка, она проходит от Франции до Китая. Это 14 тыс. км, по-моему, примерно полтора месяца в пути. Все участники гонки — велосипедисты на солнечных батареях. В этом году гонку отменили из-за пандемии, так что у нас впереди целый год на подготовку.
Беседовала Ирина Мандрыкина (публикуется в сокращении)