Камышин Понедельник, 13 января
Экономика, 20.08.2024 19:37

Праздник благополучия или болезненная горячка: политики изучают причины роста доходов россиян

«Доходы россиян бьют рекорды...» «Месячные заработки даже рабочих-мигрантов достигли 150 тысяч...» «Центробанк повышает ключевую ставку, чтобы охладить спрос...» «Индекс положительных ожиданий россиян достиг наивысшей отметки за 15 лет...». Очень много таких заголовков мы встречаем в последнее время. Насколько они соответствуют действительности? Объясняет постоянный колумнист «Блокнота», депутат Госдумы пяти созывов Олег Шеин.

Денежный дождь

Начнем с того, что доходы населения действительно растут. Не будем обращаться к Росстату, мало ли что там они придумают ради отчетности. Обратимся к данной Федеральной налоговой службы. Ей перечислять деньги в казну, она врать не будет. Сборы подоходного налога выросли по сравнению с прошлым годом на 36%, а отчисления в Пенсионный фонд и Фонд медстрахования и вовсе на 45%. Росстат при этом говорит о том, что зарплаты увеличились меньше, на 20%. Это деньги, которые выплачиваются с официальных зарплат людей. А значит, у населения не просто выросли доходы, но и произошел переток из неофициальной занятости в легальную. Да, местами кривым образом, через «самозанятость», что вытесняет стандартные трудовые отношения, но все же.

Данные о росте доходов сочетаются с ростом потребления. Вклады граждан в банках за полугодие выросли на 10% и достигли 50 триллионов рублей.Доля семей, чьи сбережения могут позволить прожить более полугода, по сравнению с прошлым летом выросла с 20% до 30%. Увеличились продажи еды, причем питаться лучше стали все социальные группы населения, кроме верхних 10% (точнее, тех, кто относится к ним, но не входит в число «сливок общества»).

Откуда все это счастье, и долго ли оно продлится?

Источники благополучия

В основе происходящего лежит, конечно, государственная политика отказа от неолиберальной модели «дешевого государства». На протяжении предыдущих лет налоги в России не превышали 32% ВВП, причем значительная часть этих денег не расходовалась, а направлялась в Резервный фонд.

Как известно, в 2022 году эта практика закончилась. Доля госрасходов к ВВП достигла 38%, к чему надо еще добавить и использование резервов «Фонда национального благосостояния». Да, эти средства не идут на образование или благоустройство городов. Они вливаются в армию и военно-промышленный комплекс. Но военные покупают товары и продукты, обращаются за услугами к малому бизнесу. «Оборонке» нужны субподрядчики, а рабочие заводов этой отрасли опять же тратят деньги в России. Изменение транспортных потоков и развитие коридоров на Юг и Восток требует труда строителей, равно как и сооружение фортификаций под Курском или Мелитополем. И потраченные на эти направления средства растекаются по стране.

Далее, санкции. Есть такая поговорка: все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Она не совсем верна, бывает по-разному. Но решение США и Евросоюза перекрыть российским компаниям оффшорные "прачечные" означает, что эти средства теперь идут не на Каймановы острова и Кипр, а остаются в России. А это огромные объемы.

Наконец, почти 700 тысяч человек отправились на фронт, еще примерно столько же в эмиграцию. На фоне общего числа работников в стране в 80 миллионов это, казалось бы, немного, но на отдельных секторах экономики эти цифры отразились сильно. Сюда же надо добавить «мероприятия» по гастарбайтерам, после которых часть из них покинула Россию. А если на рынке труда становится меньше работников, то и размер их зарплат возрастает.

Кто за бортом этого благоденствия?

Не все категории россиян оказались в выигрыше. В сложном положении пенсионеры. Сами пенсии индексируются вяло, а доля затрат на них в национальной экономике за семь лет снизилась с 7,5% до 6%. Разница составляет примерно 2,5 триллиона рублей. По оценкам Пенсионного фонда, если в 2020 году средняя пенсия составляла 165% от прожиточного минимума, то сейчас она сжалась до 145%.

Еще одна группа с «буксующими» доходами – рабочие коммунальных компаний. В отличие от своего начальства они отнюдь не процветают. Зарплату им не индексировали уже два года, и индексация, ожидаемая нынче, явно сильно отстанет от инфляции. Между тем речь идет о людях, которые устраняют бесконечные аварии на давно сгнивших сетях. 

В сложном положении персонал госучреждений - водители "скорой помощи", санитарки (переименованные в техничек), мелкие клерки - их зарплаты формально топчутся на месте, а фактически – снижаются из-за роста цен.

Наконец, врачи и учителя. Вопреки бойким рассказам руководства, по официальным данным в 40% регионов России до сих пор не выполнены майские указы президента 2012 года, а там, где они выполнены, задача достигнута через сокращение штатов и сверхурочные работы.

Почём еда?

Россияне тратят на пропитание треть своих доходов. Но это в среднем. Половина населения России отдает в продуктовых магазинах свыше 40% своих зарплат и пенсий. На остальное, учитывая квартплату, им остается немногое. Более того, доля затрат на еду за последние десять лет выросла, а значит, затраты на отдых, туризм, образование и одежду многим семьям пришлось сократить.

Яркий пример того, как выглядит рост цен на еду, – суровые 90-е. Люди тогда экономили на всем, включая продукты. Страна перешла на хлеб и картофель. По сравнению с нынешним временем хлеба потреблялось на 17% больше, а картофеля - вдвое больше. А вот в отношении прочих продуктов питания народ тогда затянул пояса. Люди ели на четверть меньше овощей, на 45% меньше мяса, на 60% меньше фруктов и рыбы. Собственно, поэтому то время, столь романтичное в представлении неолибералов, граждане вспоминают с содроганием.

Но есть примеры и посвежее. Рост цен в 2022 году резко обрушил потребление молодых семей. По данным Росстата, за год они сократили потребление молочных продуктов на 22%, фруктов и ягод на 19%, а рыбы на 17%. Это не просто проценты. Это означает, например, что молочных продуктов молодые россияне стали потреблять на 60 кг меньше. Сейчас потребление продуктов питания молодежью восстановилось, но сигнал прозвучал.

Поэтому общество внимательно следит за ценниками. И здесь есть на что обратить внимание. Союз пекарей сообщает, что стоимость муки за полгода выросла на 20-30%. «Вимм-билль-данн», бывший Danone и «Славянка» рассказывают, что цены на молочную продукцию - йогурты, детские смеси, сыры, кефир и собственно молоко - вырастут на 5-40%. Бои в животноводческом курском пограничье тоже заставляют задуматься.

Правительство предприняло ряд мер, чтобы поддержать людей в стране. Введены пособия на детей в возрасте до 17 лет. Возобновляется индексация пенсий работающим пенсионерам. Минимальная зарплата индексируется темпами, на 3% опережающими официальную инфляцию.

Повторения 90-х не будет, и никто его не ждет. Но гонка между ростом цен и ростом доходов в разгаре, и завершения им не видно.

Олег Шеин, "Блокнот - Россия"

Фото Святослава Романюка, "Блокнот Камышина"

Новости на Блoкнoт-Камышин
0
0