Камышин Понедельник, 25 ноября
Общество, 03.02.2022 18:20

«Хотел взорвать школу, угнать машину и трах..ть завуча»: в Волгограде подростка могут признать террористом

Целью была школа

11 июня 2020 года в квартиру 14-летнего Ярослава в Волгограде наведались силовики.

— Сотрудники узнали, что подросток готовит самодельные взрывные устройства в своей квартире, — сообщали в пресс-службе СУ СК России по Волгоградской области. — Во время осмотра обнаружили компоненты, в том числе и металлические поражающие элементы. В запасе у школьника уже хранились 18 бутылок с зажигательной смесью.

По версии следствия, целью подростка была его школа. Жертвами должны были стать неприятель, сотрудник учебного учреждения и другие люди. Юный волгоградец задержан и по решению суда отправлен под стражу. Не исключено, что у него могли быть сообщники.

«Проблему просто вовремя не увидели»

Публикации СМИ о громком задержании в Волгограде 14-летнего Ярослава разделились на две группы. Представители одной рисуют  ребёнка воплощением абсолютного зла, чуть ли не с активной нетрадиционной ориентацией. Другие, в том числе и иностранные СМИ, отстаивают версию, что школьник жил в счастливой семье и стал жертвой силовиков, которые без достаточной доказательной базы просто сломали подростку жизнь.

- Подросток попал в поле зрения правоохранительных органов больше, чем за год до задержания, - рассказали в следственных органах Волгоградской области. – В ходе мониторинга социальных сетей обнаружили, что он в пабликах оставлял комментарии, граничащие с призывами к насилию. Тогда ситуацию попытались разрешить профилактикой. В школу №61 на Спартановке, где учился мальчик, передали информацию с просьбой провести работу с ребёнком, включая привлечение психолога и родителей. Но, как выяснилось впоследствии, было уже поздно, на внутренний учёт мальчика не поставили, полиции о его странном поведении, выражающемся в угрозах сверстникам, сообщить испугались. За несколько месяцев до задержания школьника перевели на домашнее обучение. В комнате у него на двери была прикреплена фотография методиста, пытавшегося как-то повлиять на него, в которую молодой человек метал дротики. По словам учителей, во время посещения мальчика, который обучался на дому, говорили родителям, что это плохо, но ничего не менялось.

Мама Ярослава Юлия Бочарова рассказала, что никакой работы с её сыном не проводилось, а сам он ничего плохого в соцсетях не писал.

- Ничего подобного не было. И никаких постов подобных у него не было, чтобы были какие-то призывы. Психолог с нами никогда не занимался. Один раз она проводила тестирование всего класса. О его результатах я была информирована. Держала связь с классным руководителем, следила за учёбой и другими моментами. Тестирование сын прошёл хорошо. Никто по итогам теста к нам не обращался, - говорит Юлия Бочарова. - Никакой фотографии методиста не висело, в которую он бы кидал дротики. 

Бутылки с зажигательной смесью, винтовка, взрывное устройство и дневник

- В квартире подростка обнаружили на компьютере электронную версию запрещённой в России экстремистской книги, своеобразной азбуки домашнего терроризма, - пояснили в следственных органах. – Кроме этого, были изъяты 25 бутылок с зажигательной смесью, три ножа, винтовка высокой мощности на грани разрешённого, а также компоненты для изготовления самодельного взрывного устройства, к которому оставалось только добавить поражающие элементы, в качестве которых могли быть использованы обнаруженные в ходе обысков шурупы, гвозди и другие вещественные доказательства, проходящие по делу.

- А маска «Крик» у нас примерно со времён детского сада. У Ярослава был друг, который сейчас идёт главным свидетелем обвинения, на показаниях которого и строится всё дело, на одном мальчике 13-летнем. Они надевали эту маску в 2013 году. Там была написана фамилия одной из учителей. Она у нас дома просто лежала, он про неё уже давно забыл, - рассказывает мама Ярослава.

«В обществе вполне справедливо заявляли, что силовики не отработали»

За 17 месяцев Ярослав побывал во многих СИЗО самых разных городов, психиатрических больницах.

Во время следствия ему переквалифицировали обвинение с "покушения на убийство" на "террористический акт". Мальчика признали невменяемым. С большими трудностями в январе Ярославу разрешили вернуться домой, где он находится с "браслетом" под присмотром ФСИН. Суд ограничил ряд его действий.

- На сегодняшний день он не признал вину, только изготовление петард,- говорит мама мальчика. – С нами в самом начале работал адвокат, который занимался боксом вместе со следователем. И он предлагал (предполагаю, что всё шло от следователя), чтобы Ярослав сказал: «Да, я хотел взорвать школу, угнать машину и трахнуть завуча!». Говорил адвокат сказать так, уверяя, что сына признают невменяемым, немного подержат и отпустят домой. Либо второй вариант – он сдаёт своего друга-"панка", который совсем ни при чём. Думаю, что хотели довести до ОПГ, что якобы была группа. Предлагал подписать сделку со следствием, где грозило бы до 5 лет. От адвоката мы быстро отказались.

Я считаю, что следователи поторопились отчитаться об успешном предотвращении теракта. Не имея серьёзных доказательств, они пустили эту информацию по всем телеканалам и СМИ. Просто отчитались за предотвращённый теракт, это моё мнение. Получили награды. Наш следователь был капитаном, а стал майором. А признать свою неправоту они не могут, иначе придётся нам компенсировать ущерб, - добавляет женщина..

Ярославу грозит длительное психиатрическое лечение

- Сейчас стоит вопрос о применении медицинской меры. Сына могут на десятилетия отправить в психиатрическую клинику, - говорит мама школьника. - Нас вынудили находиться на семейном обучении. К математике не прикасаемся, нашли репетитора. Время в СИЗО и в психиатрических клиниках подорвало его здоровье. Неврология, руки покрываются синим, кожа, как мраморная, похоже на панические атаки. Режим сна нарушен. Может утром встать, позавтракать и снова лечь спать. Упало зрение, сейчас заказали очки.

У следствия иная позиция.

- Конечно, можно понять родителей, которые защищают своего ребёнка, - пояснил источник в следственных органах. – Но посмотрите на ситуацию с холодной головой, убрав позицию обвинения и защиты. У мальчика были действительно проблемы с психикой, учёбой. Дома у него находилось много зажигательных смесей, которые он хранил, если верить родителям, с их ведома, что ещё далеко не факт. Поскольку на этом строится их защита.

Для чего ребёнку было вести записи и инструкции изготовления взрывчатых веществ и устройств? Это нормальное увлечение? Расскажите о невинности таких увлечений сотням близких погибших за последние годы во время атак скулшутеров! После той же Керчи и Казани в обществе вполне справедливо заявляли, что силовики не отработали "колумбайнеров"*, которые ранее проявляли нездоровый интерес к этой теме, покупали оружие, оставляли посты в соцсетях. Возможно, что, будь там правоохранители такими же принципиальными, как в данной ситуации, то спасли бы десятки жизней. Поэтому Верховный суд и признал "колумбайн" террористическим движением.

Как бы то ни было, парня жалко. Жизнь его по-любому загублена. И следует признать, что во многом виноваты здесь все: и школа, и профилактические правоохранительные органы, и семья, и он сам.

Алексей Серебряков, "Блокнот Волгограда" (с сокращениями)

* "Колумбайн" - движение, признанное решением Верховного суда РФ террористическим и запрещённым на территории РФ.




Новости на Блoкнoт-Камышин
0
0