Военный прокурор Камышинского гарнизона, полковник юстиции Андрей Шестаков о расстреле предпринимателя, убийстве у «Бумеранга» и других громких делах
- Андрей Валерьевич, для общественности Камышина так и остался загадкой приговор бывшим военнослужащим, которые три года назад расстреляли в Камышине местного предпринимателя (тот чудом выжил) и которых брали собровцы в центре города, напротив кафе «Запросто», при огромном стечение народа, уложив «лицом в асфальт» среди бела дня. Это очень секретная тема?
- Никакого секрета в этом нет. Двое военнослужащих, совершивших покушение на убийство, в декабре 2016 года осуждены Волгоградским гарнизонным военным судом к наказаниям в виде лишения свободы на сроки 9,5 и 12 лет в исправительной колонии строгого режима, в настоящее время отбывают наказание. Уголовное дело в отношении третьего военнослужащего, которое в связи с состоянием здоровья последнего не было в 2016 году направлено в суд, ушло в Волгоградский гарнизонный военный суд в 2017 году и в настоящее время рассматривается.
- Какие еще преступления с участием военнослужащих Камышинского гарнизона Вы бы назвали резонансными?
- Думаю, что таким является преступление, совершенное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в одной из воинских частей Камышинского гарнизона, и четырех жителей Камышина, которые 22 февраля прошлого года возле ночного клуба «Бумеранг», действуя умышленно, из хулиганских побуждений, группой лиц причинили тяжкий вред здоровью молодого человека, который от полученных повреждений скончался на месте. Уголовное дело расследовалось в военном следственном отделе по Камышинскому гарнизону. Названным лицам, в том числе военнослужащему, было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса РФ. Это уголовное дело направлено для рассмотрения в суд в апреле текущего года.
- Скажите, только кажется, что дедовщина стала проявляться в воинских частях, дислоцированных в Камышине, реже? Или это действительно так?
- Нет, это действительно так. То, что называется «дедовщиной», в основном, квалифицируется по статье 335 Уголовного кодекса РФ как нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием над ним. В последние годы ежегодно учитываются 5-6 таких преступлений, что значительно меньше, чем, например, в 2010 году и, тем более, чем в конце 90-х – начале 2000-х годов.
В последние годы искоренению этой проблемы уделяется много внимания не только правоохранительными органами, но и командованием. Все понимают: эти преступления, которые, в основном, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, могут повлечь за собой такие тяжкие последствия, как убийства, тяжкий вред здоровью, самоубийство. Достаточно вспомнить «гремевшие» ранее случаи расстрелов военнослужащими сослуживцев за совершенные ими противоправные действия.
Безусловно, повлияло на сокращение количества этих преступлений и уменьшение с 24 до 12 месяцев срока военной службы по призыву, поскольку так называемых «старослужащих-дедов» сейчас нет. Но, к сожалению, эта преступность имеет высокую латентность, могу предположить, что выявляются и учитываются далеко не все совершенные преступления.
Если в результате противоправных действий причинена травма либо телесные повреждения – это одно, такое преступление легко обнаружить. Но зачастую противоправные действия совершаются без причинения повреждений. Например, когда военнослужащих под угрозой применения насилия заставляют выполнять упражнения в бронежилетах, противогазах и т.д. Информация о таком преступлении может быть получена только после обращения самих пострадавших либо их сослуживцев к командованию, в правоохранительные органы с заявлением.
Поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться к родителям, чьи сыновья в настоящее время проходят военную службу по призыву: внушите детям, что необходимо бороться с теми, кто сам не служит нормально и мешает другим, сообщать командованию о противоправных действиях для принятия в отношении их мер. Только так, совместными усилиями, мы можем искоренить неуставные проявления.
- А на каком этапе расследования сейчас находится нашумевшее дело с причинением тяжкого вреда здоровью сержанта хирургом военного госпиталя Камышина?
- Как ранее сообщалось в средствах массовой информации, действительно в декабре 2017 года данное уголовное дело было возвращено мною следователю для производства дополнительного следствия, поскольку при изучении этого дела в военной прокуратуре были выявлены недостатки, препятствующие направлению его в суд. Это и неустановление, в результате какой конкретно манипуляции врачом-хирургом было причинено повреждение, и непринятие мер к проверке квалификации и опыта врача.
Принятое в военной прокуратуре решение вызвало негативную реакцию потерпевшей стороны, считавшей, что вина врача доказана, и определенный общественный резонанс. Понимаю обеспокоенность потерпевшего и его представителя. Вместе с тем хотелось бы отметить, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением не только защиту прав и законных интересов пострадавших от преступлений лиц, но и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения.
Сейчас по уголовному делу производится дополнительное следствие, в ходе которого устраняются указанные выше недостатки. Думаю, что не позднее, чем в мае 2018 года данное уголовное дело вновь поступит из следственного органа в военную прокуратуру Камышинского гарнизона для его направления в суд, после чего по делу будет принято законное решение.
- Имеются в Камышинском гарнизоне судебные дела против солдат, самовольно покинувших части? Как здесь складывается судебная практика?
- В настоящее время уголовные дела в отношении военнослужащих воинских частей Камышинского гарнизона, самовольно оставивших части, в производстве следователей либо на рассмотрении в суде не находятся. В военном следственном отделе по Камышинскому гарнизону находятся уголовные дела в отношении 6 военнослужащих, самовольно оставившие воинские части в период с 1998 по 2012 год. Место нахождения этих лиц не установлено, они объявлены в розыск, в связи с чем предварительное следствие по этим делам приостановлено.
- Возбуждались ли в последнее время дела по фактам безвестного исчезновения военнослужащих?
- Нет, не возбуждались. Несколько дел в 2016-2017 годах были возбуждены и расследовались в связи с совершением военнослужащими неявки в срок без уважительных причин, но во всех случаях их место нахождения было установлено.
- Андрей Валерьевич, а что коррупционная составляющая, присутствует ли она в современной армии?
- Проблема коррупционной преступности имеется и в современной армии, в том числе в Камышинском гарнизоне. Не могу сказать, что таких преступлений много, но они совершаются ежегодно. Как правило, коррупционные преступления в воинских частях Камышинского гарнизона связаны с хищениями различных материальных ценностей, поборами денежных средств с военнослужащих. Например, в декабре 2017 года к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года в исправительной колонии общего режима был осужден бывший начальник вещевой службы одной воинской части, похитивший путем обмана с использованием своего служебного положения вещевое имущество на сумму около 1,5 млн. руб. При назначении наказания судом было учтено, что подсудимый имеет на иждивении малолетних детей, причиненный ущерб возместил полностью.
В июне 2017 года было возбуждено уголовное дело в отношении группы военнослужащих, похитивших горючее и причинивших тем самым ущерб государству в размере более 40 млн. рублей. В настоящее время уголовное дело расследуется.
- Обращаются к Вам матери солдат и будущих солдат и с чем?
- Да, обращаются. Матерей граждан, подлежащих призыву на военную службу, интересует, как правило, регион, на территории которого будут проходить военную службу их сыновья. Родителей военнослужащих интересуют вопросы обеспечения положенным довольствием, оказания медицинской помощи.
- Можете рассказать о случаях суицида в воинских частях гарнизона?
- Последний случай суицида военнослужащего на территории воинской части имел место в 2013 году. После этого были зафиксированы два случая самоубийства военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, вне расположения воинских частей по местам своего жительства и по бытовым причинам, не связанным с военной службой.
- Случались ли в последнее время приговоры гарнизонного военного суда, которые выносились вразрез с позицией военной прокуратуры? Что это за дела?
- Мы называем такие ситуации «вопреки позиции государственного обвинителя» и подразумеваем под этим, как правило, либо изменение судом квалификации содеянного, либо прекращение уголовного дела, если против этого возражает государственный обвинитель, либо постановление оправдательного приговора. Нет, таких случаев в последнее время не было.
Новости на Блoкнoт-Камышин