Камышин Четверг, 02 мая
Общество, 13.04.2021 13:12

Унижение учителями учеников - может, это от механического исполнения некоторыми педагогами своих обязанностей? - камышанин

С появлением интернета мы стали свидетелями различного рода видеофактов, запечатлевающих беспредел в нынешней школе. Ютюбовские ролики показывают, как ученики издеваются над учителями, унижая и оскорбляя их. Подростковая жестокость пугает и меня как родителя. 

Моя дочь учится в десятом классе в хорошей камышинской школе, где работают учителя-профессионалы. В целом она нормально учится, получает хорошие оценки. И отношения с учителями, в общем, ровные – с кем-то хорошие, с кем-то, быть может, более напряжённые. Очевидно, так и должно быть, поскольку учителя выполняют свои профессиональные обязанности, где необходимо соблюдать твёрдое правило взаимоотношений «учитель – ученик».

Но вот пришёл момент, когда я не могу сдержать возмущения при виде слез своей дочери после школьных занятий. Картинка, когда ученики унижают учителя, поменялась до наоборот. Теперь проблема в том, что учителя нередко стали как-то неуважительно относиться к ученикам. То ли сказывается учительская усталость от многолетнего пребывания в когда-то любимой, но всё же довольно сложной профессии, которая сегодня сводится лишь к механическим исполнениям обязанностей – без души и интереса. То ли учителей замучили постоянные отчёты, и они готовы выместить своё неудовольствие на других. Но я очевидец: складывается абсолютно неприемлемая ситуация, когда учитель самоутверждается, унижая умного, пусть и своенравного ученика.

Все мы знаем, что в подростковом периоде дети ведут себя непросто. Они ищут себя, высказывают собственное мнение, иногда спорят. Спорят часто потому, что понимают: мнение родителя и учителя расходятся. Мы, родители, пытаемся воспитывать дочерей и сыновей еще по советской морали и христианским ценностям. В то время, как я слышу от дочери о каких-то догмах, которые не приму никогда.

К сожалению, в современной школе проводится политика по воспитанию человека-потребителя. Учитель обществознания, как рассказывала мне моя дочь, на своих уроках говорит о том, что важно жить взаимовыгодно, то и дело у него проскальзывают меркантильные акценты. В корне не согласен с такой позицией. Я не хочу, чтобы мои дети росли потребителями. Я хочу, чтобы они выросли созидателями. 

Да, потребителями легче манипулировать. Давая им то, что они желают, удовлетворяешь их потребности и так ненавязчиво подчиняешь их своей воле. Другое дело – созидатели. Они мыслят, поступают по-своему, не соглашаются. Приверженцам формирования общества потребления моя позиция вряд ли понравится. Вот и учителям – проводникам нынешней школьной политики думающие ученики -"строптивцы", похоже, не особо нужны. 

Но ведь ученик связан со школой не только обязанностями. Он имеет и вполне весомые права, нарушение которых карается по закону. Нельзя предвзято относиться к ученику, занижать оценки только за то, что тот имеет собственное мнение, хочет указать учителю на вещи, в которых он, учитель, оказывается неправ. Моя дочь обсуждает со мной подобные ситуации. И я нередко принимаю ее сторону. Убежден: ученик должен знать свои права и уметь отстаивать их. Он не подчиненный, не раб, не "пристяжной". Он - личность.

Нередко же я слышу от дочери о ситуации в школе такое, что меня охватывает возмущение. И я понимаю её нежелание посещать уроки, где она чувствует предвзятое к ней отношение, граничащее с унижением и подавлением её как личности. Впрочем, на моё предложение обратиться с жалобой в прокуратуру моя старшеклассница ответила отказом: «Я выдержу, папа».

Еще по своей студенческой практике помню такие уловки, когда на вопрос отвечаешь правильно, но "препод" не принимает ответ. Начинает "мутить" и как будто желает получить от тебя что-то большее. В результате ты  предоставляешь ему известные "бонусы". Но это мы, взрослые люди, более-менее устойчивые к циничным правилам игры во "взаимовыгодность". А вот школьники, подростки?..  Как им, юным максималистам, разъяснить такие "правила"?

И разве редкость в итоге - уничтожающий амбициозных старшеклассников "дисбаланс": ты сдаёшь ЕГЭ на отлично, а у тебя в аттестате тройки? Разве это не непредвзятое отношение педагогов к "не таким" парням и девушкам, доводящее подчас подростков до нервных срывов? Не станем уж пугать камышинского обывателя, знакомого с публичными фактами изощренных унижений камышинских школьников, - но доводящее когда-то и до самоубийства?..

Н. В. (Полные персональные данные автора в редакции "Блокнота Камышина")

Фото Святослава Романюка
Новости на Блoкнoт-Камышин
6
1