Как сотрудник Камышинского лесхоза спас село от пожара

Читайте также:
Глава Камышинского района Алексей Самсонов поздравил и наградил работников Камышинского лесничества, которые отметили свой профессиональный праздник. В числе награждённых был и Евгений Аршинов — государственный лесной инспектор с двадцатилетним стажем. В июле Евгений Александрович фактически спас родное село от пожара, оперативно устранив возникшие очаги возгорания.
Спасали в четыре руки
Огонь занялся от короткого замыкания в электрических проводах: ветер подхватил вылетевшую искру, и вскоре полыхнуло сразу в двух местах — на территории деревни и за линией противопожарной опашки, горела сухая растительность. К тому времени, как пошли звонки от сельчан, Евгений Александрович сам увидел дым – благо в этот день он был неподалёку. На помощь инспектору подоспел Сергей Покрепа, управляющий местного сельхозпредприятия: вдвоём, используя малый пожарный комплекс, они и потушили пожар, предотвратив его распространение.
Этот малый пожарный комплекс, что в нынешнем году вместе со служебной «Нивой» появился в распоряжении Евгения Аршинова, — большое подспорье при тушении огня, как в лесных пожарах, так и в ландшафтных. Специальная техника-прицеп с ёмкостью на 300 литров, двумя помпами, шлангами и рассеивателями уже отлично себя зарекомендовала: экономная и манёвренная, она позволяет работать гораздо быстрее и эффективнее. Одному, конечно, управляться с ней несподручно, зато работа вдвоём спорится: один переезжает, другой занимается тушением.
Июльский случай в Гусёлке: быстрая реакция жителей на только что возникшие очаги возгорания и чёткая работа лесного инспектора – это не просто показатель ответственности, по отношению к селу и к своим служебным обязанностям. Здесь всем очень хорошо известна сила огненной стихии. В страшном пожаре 2012 года в селе сгорели две улицы – огонь, управляемый сильным ветром, прошёл от центра до самого края деревни.
В ту засушливую и ветреную осень, когда, как спички, вспыхивали вдоль трассы столбы, а огонь легко перепрыгивал через асфальтированные дороги, горели многие сёла области: наше Дворянское, котовская Лапшинка, жирновская Александровка… В Александровке, где наутро после ночного пожара ему довелось побывать, Евгений Александрович (и не он один) испытал настоящее потрясение: вместо жилых домов – только газовые трубы и плиты фундамента, всё в дыму и в пепле…
Три недели в карауле
Прекрасно помня те страшные события и понимая, чем могло обернуться «небольшое возгорание» в селе, сам гусельский инспектор, однако, героем себя совсем не считает. На своём участке (или, на языке инспектора, обходе) ему приходится бороться с очагами возгорания достаточно часто, чтобы видеть в этом неотъемлемую составляющую своих обычных рабочих будней.
Даже после тщательной работы пожарных лесной инспектор бывает вынужден по нескольку дней практически безвылазно дежурить в лесу или в посадках на месте произошедшего возгорания: следить, чтобы не возникло следующего очага — искать тлеющие участки, до самой земли прокапывать лесную подстилку, где-то заливать, где-то засыпать землёй внезапно «выскочивший» очаг. Однажды он так три недели оставался на одном месте, приезжая домой только переночевать.
Чтобы обнаружить очаги возгорания, наш лесной сторож использует рельеф местности — возвышенности, с которых хорошо просматриваются разные стороны участка. Впрочем, в последнее время появились у инспекторов и другие помощники – видеокамеры, которые значительно облегчают работу, показывая направление; дежурная карта, что фиксирует очаги возгорания по так называемым термоточкам.
Главная задача лесного инспектора – следить за разного рода лесонарушениями: от незаконной вырубки деревьев до поломки муравейников. Кстати, раньше каждый большой муравейник огораживали специальными треногами. Раньше – это когда на участке, который сегодня Евгений Александрович контролирует один, работали 6-7 лесников…
— На моём обходе нарушения законодательства случаются редко, — признаётся мой собеседник. – Люди у нас хорошие и понятливые, а благодаря нашей удалённости чужие здесь появляются редко. Так что лесные насаждения в основном страдают от пожаров. Основная причина — человеческий фактор, но чаще всего по случайности: где-то вылетела искра из трактора, который на заготовке сена без искрогасителя работает; где-то по ходу роторной сенокоски камешек попался – это вообще часто, — вот и загорелось. Я всегда прошу – не стесняйтесь звонить, сообщать, потому что маленький очаг легче погасить. И люди звонят, зовут. Конечно, с главами вместе работаем – особенно плотно там, где регулярно происходят возгорания. Вот в Калиновке года два-три назад пошли чередой — меня Наталья Витальевна (Караваева, глава Семёновского поселения – авт.) пригласила поговорить с людьми. Я приехал: говорю, мол, ребят, давайте что-то решать, это ж всё для нас, сами сено пожжёте, потом косить будет нечего. Этой беседы оказалось достаточно…
И работа, и вдохновенье
Коренной житель Гусёлки, выпускник камышинского техникума механизации сельского хозяйства, он успел поработать по специальности в СПК «Ельшанский», прежде чем судьба привела его в лес. Сегодня в ведении Евгений Аршинова находится самый дальний, северный участок Камышинского лесничества, общей площадью 92 тысячи гектар. Сюда входят и лесные угодья, и посадки, и поля: для огня не существует границ, поэтому при тушении пожара у лесных инспекторов нет территориальных ограничений. 90 тысяч гектар Евгения Александровича – это само Гусёлское сельское поселение, а также Дворянское, Умётовское, Семёновское и усть-грязнухинская Иловлинка. На этой территории находится 30 процентов всего государственного лесного фонда нашего района. В лесу много разного зверя: лось, кабан, большая численность косули, зайцы, лисы, барсуки, а в последнее время стали появляться шакалы – нехорошее животное.
Лес здесь естественный и в основном смешанный – дуб, осина, липа. А привычной нашему глазу сосны очень мало, разве что в тех ста гектарах посадок, которые высаживали искусственно: именно эти вечнозелёные плоды трудов разных поколений работников лесхоза «сопровождают» по краям шоссе идущий транспорт.
У каждого лесника на участке наверняка есть излюбленные места или «своё» дерево. Любимый уголок нашего героя — Родничковская долина. Очень живописное место, куда смешанный лес заходит полукругом и осенью «загорается» буйным разноцветьем сезона. И не важно, Евгений Александрович, что со временем человек привыкает и к такой красоте. Потому что она уже поселилась в его сердце. Так же, как когда-то навсегда поселилась в вашем сердце страсть к технике. Так же, как живёт в нём уже два десятка лет осознанная и ответственная любовь к лесу.
Надежда Каширина, газета "Уезд" Камышинского района
Фото автора
Новости на Блoкнoт-Камышин